2000 Лет до нас (сведения о лаках и интересные рецепты) 

 

Это конечно только маленькая часть информации, имеющая отношение к лакировке дерева: В 1872 году около египетского города Фивы был найден папирус, возраст которого, по мнению ученых составил 36 (!) веков. Немецкий ученый Георг Эберс расшифровал текст. Папирус находится на хранении в Лейпцигской библиотеке.
Вот один интересный рецепт из Лейпцигского папируса: ╚Мелко раздробленный мариенглас(разновидность прозрачного гипса) и рыбью чещую нагреть с воском и смешать с горячим коровьим молоком. К этой смеси добавить яичный белок и камедь. Из образовавшейся массы вылепить ╚жемчужины╩ , отполировать мягкой тряпкой, выглядят лучше чем настоящий жемчуг.╩ / 2/, C. 36.
Можно добавить еще много рецептов приготовления искуственных драгоценных камней (рубинов, гранатов,аметистов,бериллов, хризолитов), окраки тканей( с использованием соков растений , оксидов меди для коричневого и черного тонов, оксидов кобальта для голубой окраски, двух и трехвалентного железа для красного, пурпурного и фиолетового оттенков).... В манускрипте имеется рецепт крашения шерсти с использованиием корня краппа.
До нашего времени дошло не очень много документов многовековой давности.
Вот что пишет Болос из города Менде (Город в дельте Нила, 3-й век до нашей эры): " ...Существуют лаки, дающие поверхности золотой или серебрянный блеск." Плиний(1-й век нашей эры)пишет, что перед лакировкой применяли уксус(vinegar), эфирные масла и оливковое масло(olive oil). /1/, С.87.


Из 1-го века нашей эры до нас дошли два труда -╚Естественная история╩ знаменитого древнеримского ученого Плиния Старшего и трактат Диоксирида ╩О лекарственных средствах╩ . По Плинию ,связующее вещество н-каустики и восковой живописи вообще состояло из ╚cera cum pise╩, т.е из воска и смолистого бальзама, добывание и применение которых в древности было известно./3/, C.486
Римский зодчий Витрувий описывает еще один вид применения воска для покрытия стен и колонн. Способ этот именовался у греков ╚ ганозисом╩, состоял в том, что воск сплавлялся с небольшим количеством оливкового(несохнущего) масла, наносился на стену и затем плавился огнем./3/, С. 487 Почему не использовались жирные ,(высыхающие, полимеризирующиеся) масла? Прежде всего потому, что они не были известны до 6-го века н.э. Важно заметить, что льняное и ореховое не может дать слоя живописилении с воском, который в изломе имел бы блестящую , стекловидную поверхность, другими словами , н-каустика не имела бы той прочности, которая ей присуща. ╚.. воск снятый с египетского фасада сохранил свои свойства и градусы плавления до нашего времени, тогда как жирные масла, употребленные в дело в 3веке н.э., при иследовании в конце 19 столетия оказались совершенно разрушенными. Итак имеется установленный факт, что воск на протяжении 4900 лет не оксидировался ! ╚ /3/, С. 483
Мне хочется обратить внимание на прополис - это удивительное вещество , которое незаслужено забыто многими, не упоминается (!) в известной книге Михельмана /4/, среди веществ, которыми могли воспользоваться старые итальянские скрипичные мастера для изготовлении лаков и грунтов.
Литература:
1. В.Штрубе, том 1. Пути развития химии. М. Мир, 1984,в 2-х томах, пер. с нем.,т.1-239С.
2. V.Strube, vol.1, Bilder chemicher Vergagenheit.Leipzig,1960.
3. Киплик Д. И. Техника живописи ,Из-во ╚Искусство╩, M.-Л. 1959, 503 С.
4. Joseph Mishelman, Cincinati, Ohio, USA, 1946


Владислав Багинский, Украина. Одесса


Сайт управляется системой uCoz