Из 1-го века нашей эры до нас дошли два труда -╚Естественная история╩
знаменитого древнеримского ученого Плиния Старшего и трактат Диоксирида
╩О лекарственных средствах╩ . По Плинию ,связующее вещество н-каустики
и восковой живописи вообще состояло из ╚cera cum pise╩, т.е из воска и
смолистого бальзама, добывание и применение которых в древности было известно./3/,
C.486
Римский зодчий Витрувий описывает еще один вид применения воска для
покрытия стен и колонн. Способ этот именовался у греков ╚ ганозисом╩, состоял
в том, что воск сплавлялся с небольшим количеством оливкового(несохнущего)
масла, наносился на стену и затем плавился огнем./3/, С. 487 Почему не
использовались жирные ,(высыхающие, полимеризирующиеся) масла? Прежде всего
потому, что они не были известны до 6-го века н.э. Важно заметить, что
льняное и ореховое не может дать слоя живописилении с воском, который в
изломе имел бы блестящую , стекловидную поверхность, другими словами ,
н-каустика не имела бы той прочности, которая ей присуща. ╚.. воск снятый
с египетского фасада сохранил свои свойства и градусы плавления до нашего
времени, тогда как жирные масла, употребленные в дело в 3веке н.э., при
иследовании в конце 19 столетия оказались совершенно разрушенными. Итак
имеется установленный факт, что воск на протяжении 4900 лет не оксидировался
! ╚ /3/, С. 483
Мне хочется обратить внимание на прополис - это удивительное вещество
, которое незаслужено забыто многими, не упоминается (!) в известной книге
Михельмана /4/, среди веществ, которыми могли воспользоваться старые итальянские
скрипичные мастера для изготовлении лаков и грунтов.
Литература:
1. В.Штрубе, том 1. Пути развития химии. М. Мир, 1984,в 2-х томах,
пер. с нем.,т.1-239С.
2. V.Strube, vol.1, Bilder chemicher Vergagenheit.Leipzig,1960.
3. Киплик Д. И. Техника живописи ,Из-во ╚Искусство╩, M.-Л. 1959,
503 С.
4. Joseph Mishelman, Cincinati, Ohio, USA, 1946
Владислав Багинский, Украина. Одесса